Маслов С.И., Очков В.Ф.
Московский энергетический
институт (ТУ – www.mpei.ru) интенсивно развивает обучающие средства на основе
современных информационных и телекоммуникационных технологий. Один из примеров
– российский Mathcad Application Server (www.vpu.ru/mas), информация о
котором прошла в ноябрьском выпуске SoftLine Direct за
Последнее время ведутся упорные разговоры о том, что России как-то нужно «слезть с нефтяной иглы» и начать интенсивно развивать другие конкурентоспособные экспортно-направленные сферы деятельности. В противном случае после истощения нефтяных и газовых месторождений или мировой переориентации на другие виды энергии нашу страну ждет судьба заброшенного шахтерского поселка, пришедшего в упадок после полной выработки угля в шахте и/или отказа электростанции и промышленности от угля как основного (и единственного) вида топлива.
Промежуточным этапом такого болезненного, но неизбежного «схода с топливно-сырьевой иглы» может быть частичный, а в перспективе и полный отказ от экспорта первичных энергоресурсов – сырой нефти и природного газа и переход на экспорт электроэнергии и продуктов глубокой переработки природных углеводородов. Для этого, в частности, необходимо не вводить в строй экологически опасные нефте- и газопроводы, а строить новые современные электростанции и экологически безопасные линии электропередач. Но пока же речь может идти только об интенсивном вводе в строй дополнительных новых энергетических мощностей, которые смогут покрыть возникший в последнее время дефицит электроэнергии, который, как признают многие эксперты и аналитики, стал основным сдерживающим фактором развития страны в целом – промышленности, строительства (в частности, жилья), а также сферы коммунальных услуг. В каком-то смысле речь может идти о возрождении (дежа вю) старого идеологического бинома: «Развитие страны – это демократия плюс обновление энергетики!».
Последнее время в России стал наконец-то повышаться престиж качественного инженерного образования. Ведущие вузы страны, включая и вузы энергетического профиля, возрождают, а чем-то и развивают лучшие традиции отечественного высшего технического образования.
В этом ключе представляется возможным рассматривать триаду «энергетика – образование – информатика» как одно из направлений развития, где Россия может и должна занять лидирующие мировые позиции.
Сегодня трудно найти образовательное учреждение, которое оказалось бы вне сферы интенсивного использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) для организации и проведения учебного процесса, а также для управления своей деятельностью. Многие вузы широко представлены на сайтах и порталах Интернета, где можно получить сведения о структуре вуза и его подразделений, об истории и текущей деятельности.
Вузами все большее внимание уделяется разработке электронных образовательных ресурсов и применению дистанционных образовательных технологий, основанных на ИКТ. По мере развития этого направления становится очевидна системообразующая роль электронных (цифровых) образовательных ресурсов для распространения новых технологий обучения. Все это позволяет, в частности, филиалам ведущих вузов, энергетическим колледжам, а также региональным вузам, не в полной мере располагающим высококвалифицированными преподавательскими кадрами и современными лабораторными стендами, а также многочисленным курсам повышения квалификации персонала энергетики и другим образовательным учреждениям иметь доступ к современным ИТК. Создание электронных образовательных ресурсов не сводится к простому копированию печатных изданий на электронные носители информации или «выкладыванию» их во Всемирной Паутине или на вузовском сервере, а требует использования подходов, учитывающих возможности современных ИКТ.
В Московском энергетическом институте (техническом университете) при участии специалистов-энергетиков в течение ряда лет проводится целенаправленная работа по созданию и применению электронных образовательных ресурсов. В процессе этой работы удалось определить общие требования к структуре и содержанию электронных образовательных ресурсов, детализировать эти требования для различных видов ресурсов, сформулировать условия создания и применения электронных ресурсов в рамках различных форм обучения.
Основным видом ресурсов для обучения с применением электронных образовательных технологий являются электронные учебно-методические комплексы (e-УМК), которые должны включать полную совокупность средств, достаточных для самостоятельной работы студентов по изучении конкретной учебной дисциплины при консультационной поддержке их работы преподавателями. В составе e-УМК могут входить электронные мультимедийные учебники и справочники с интерактивной работай с формулами, графиками и таблицами, электронные задачники, виртуальные и реальные (с удаленным доступом) лабораторные практикумы, системы тестирования, методические указания по использованию e-УМК и др.
Два примера.
Основа мировой и отечественной энергетики – это теплоэнергетика: ТЭС и АЭС, основным рабочим телом которых является вода и водяной пар. Проектирование и эксплуатация таких электростанций немыслимы без знания теплофизических свойств теплоносителей, рабочих тел и конструкционных материалов. В МЭИ разработаны получившие мировое признание программы расчета данных параметров (www.wsp.ru), доступ к которым возможен помимо прочего (PC, notebook) и через «студенческие» карманные компьютеры (PDA), имеющие вход в интернет. В МЭИ оборудовано несколько зон беспроводного Wi-Fi выхода в интернет и не за горами время, когда не только все помещения университетов, но и целые города будут охвачены подобной связью, что мы уже видим на Западе. На рис. 1 показано, как можно войти на сайт «сертифицирующей» подобные интернет-расчетные ресурсы организации (в нашем случае – на сайт Международной ассоциации по свойствам воды и водяного пара – www.iapws.org), а из данного сайта – на сайт с конкретными сетевыми расчетами и «снять» с него карманным компьютером на семинаре или в учебной лаборатории нужный расчет – свойства водяного пара при заданных давлении и температуре. В МЭИ интенсивно развивается данное новое направление ИКТ – предоставление расчетных методик с удаленным доступом по технологии Mathcad Application Server, а предоставление удаленного доступа к чертежам и трехмерным анимированным моделям энергетических объектов и др.
Кроме интернет-сервиса, МЭИ предоставляет инженерам и студентам большой блок информации на дисковых носителях с открытием части информации в университетской сети и Интернете. На рис. 2 отображены три экранные формы так называемой «Электронной энциклопедии энергетики», которая широко используется для подготовки и переподготовки персонала энергетической отрасли России и стран СНГ. В «Энциклопедию» входит комплекс обучающих и контролирующих программ, а также набор тренажеров для персонала энергетики, надежность, экономичность и бесперебойность работы которой во многом определяет качество нашей повседневной жизни и, как уже отмечалось, темпы развития страны.
В МЭИ созданы электронные образовательные ресурсы и в других направлениях – по естественнонаучным дисциплинам, по направлению подготовки «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», «Радиотехника», по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Создаются также и автоматизированные лабораторные практикумы с удаленным доступом по компьютерным сетям и инструментальные средства разработки электронных образовательных ресурсов – специализированные и общего плана.
Полное описание информационных образовательных ресурсов МЭИ и вузов-партнеров можно найти на сайте www.pilab.ru – сайте политехнической интернет-лаборатории (рис. 3) и на сайте www.trie.ru – сайте «Электронной Энциклопедии Энергетики». Кроме того, Издательский дом МЭИ выпустил книгу «Информатизация инженерного образования: электронные образовательные ресурсы МЭИ», которую можно заказать (MaslovSI@mpei.ru, тел./факс: (495) 362-89-07) или «скачать» с сайта www.pilab.ru.
Подрисуночные надписи:
Рисунок 1. Свойства теплоносителей энергетики на ладони студента
Рисунок 2. Работа с «Электронной энциклопедией энергетики»
Рисунок 3. Портал МЭИ «Политехническая интернет-лаборатория»